Четверг, 25.04.2024, 03:51
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
новости [0]
новости/события
проекты [3]
наши проекты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Главная » 2013 » Июнь » 3 » «Некоммерческое партнерство общеобразовательных учреждений с политехнической направленностью»
14:57
«Некоммерческое партнерство общеобразовательных учреждений с политехнической направленностью»

  Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение   СОШ №14

 имени М. П. Бубякиной  (с углубленным изучением отдельных предметов) 

 городского округа «Город Якутск»

 

 

 

Проект

«Некоммерческое партнерство общеобразовательных учреждений  с политехнической направленностью»

 

 

 


 

 

 

Якутск, 2013 год

 

 

 

 

Содержание

 

I.       Информационная справка об автономной некоммерческой организации……………………………………………………………..

II.    Анализ социокультурной ситуации….………………………………

III. Проблематика проекта………………………………………………..

IV. Философские основания……………………………………………..

V.    Психологическая концепция…………………………………………

VI. Содержание образования……………………………………………..

VII.                     Этапы реализации проекта…………………………………………..

VIII.                  Предполагаемые результаты…………………………………………

IX. Критерии оценки предполагаемых результатов…………………..

    

 Приложения…………………………………………………………………

1.      Устав некоммерческого партнерства…………………………………….

2.      План работы партнерства……………………………………………….

3.      Положение о координационном центре………………………………

4.      Положение о ресурсном центре…………………………………………

5.      Положение о политехнической олимпиаде……………………………..

6.      Положение о политехнической НПК для учащихся………….

7.      Положение о предпрофильном и профильном обучении для школ партнерства    

 

I.                   Информационная справка об автономной некоммерческой организации.

Полное наименование юридического лица в соответствии с Уставом:

Некоммерческое партнерство «Развитие образовательных учреждений с политехнической направленностью»

Юридический адрес:  677010 Республика Саха (Якутия),  г. Якутск, улица Рыдзинского 18/7,  кв 1

Фактический адрес: 677010 Республика Саха (Якутия),  г. Якутск, улица Рыдзинского 18/7, кв 1

Телефоны: 8(4112)35-46-96       Факс: 8(4112)35-46-96

Адрес электронной почты: school14@yaguo.ru

Адрес  сайта:  http://Политехпартнер.рф

Учредители:

1.      Тимофеева Надежда Константиновна, директор МОБУ СОШ №14 имени М.П.Бубякиной (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «Город Якутск» Республики Саха (Якутия);

2.      Семенов Алексей Климентьевич, директор  МОБУ НПСОШ №2 городского округа «Город Якутск» Республики Саха (Якутия);

3.      Игнатьева Светлана Кимовна, директор МОБУ Нижне-Бестяхская СОШ №2 МО «Мегино-Кангаласский  улус (район)» Республики Саха (Якутия);

4.      Дорофеев Сергей Романович, директор МОБУ СОШ  Таттинский политехнический лицей  МО «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия);

5.      Максимов Иван Николаевич, директор МОБУ  Намская средняя общеобразовательная политехническая школа №1 имени И.С.Гаврильева МО «Намский  улус (район) Республики Саха (Якутия);

Председатель правления:   Надежда Константиновна Тимофеева, директор МОБУ СОШ №14 имени М.П.Бубякиной (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «Город Якутск».

Дата создания некоммерческого партнерства:  24  апреля 2010 года

      


II.                Анализ социокультурной ситуации

 

            В Концепции   долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. Стратегической целью государственной политики в области образования является  повышение доступности качественного образования, соответствующего  требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.  Реализация этой цели предполагает решение   приоритетных задач, одной из которых является обеспечение  инновационного  характера базового образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений, обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений, развитие вариативности образовательных программ. Вторая задача концепции заключается в модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию, создание системы  выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

           Принятая государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей промышленности и социальной сферы Республики Саха (Якутия) до 2015 года является программой, координирующей в рамках госзаказа деятельность образовательных учреждений (начального, среднего и высшего) с целью обеспечения потребностей развития предприятий, организаций экономики и социальной сферы республики.  В Якутии интенсивными темпами развиваются отрасли промышленности, как горнодобывающая, деревообрабатывающая, пищевая и легкая, транспорт и другие. Суровые климатические условия республики, ее бескрайние просторы, изобилие ископаемых богатств недр составляют культурное наследие Республики Саха (Якутия) как социально-экономический ресурс.  В этих условиях появляется необходимость усиления политехнической направленности общеобразовательных учреждений. Жизнь свидетельствует о том, что эффективно трудятся те люди, которые выполняют профессиональную деятельность, способствующей их природным задаткам, направленности мотивов, склонностям, характеру, обладающие глубокой политехнической подготовкой.  Актуальность данного проекта заключается в том, что он помогает решать приоритетные направления  государственной политики в области образования, т.к. основными задачами  являются  повышение  доступности качественного образования, создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей. В условиях  реализации  концепции модернизации образования, введения ФГОС нового поколения, инициативы  «Наша новая школа» основной целью инновационной модели  интеграции образовательных учреждений  становится создание единого регионального образовательного пространства, включающего образовательные учреждения, ведомства, организации и предприятия по внедрению политехнического образования. 

        

III.             Проблематика проекта

 

Недостаточность внимания к проблеме политехнического образования на протяжении многих лет отрицательно сказалась на формирование у подрастающего поколения способности к быстрой социализации по окончании школы. В последние годы из-за финансовых трудностей школьные мастерские практически не пополняются учебным оборудованием, инструментом, материалами. Распались связи и практически отсутствует взаимодействие педагогических коллективов с предприятиями, хозяйствами в вопросах профориентации, профессиональной подготовки школьников. Обучающихся в общеобразовательных учреждениях преднамеренно ориентируют только на вуз, не учитывая общих тенденций и характера регионального рынка труда и профессий.  Старшеклассники плохо осведомлены о возможностях региональных рынков труда, потребности в профессиональных кадрах, своей пригодности к выбранным профессиям. Подавляющее большинство выпускников (77%) ориентировано на получение высшего или среднего специального образования. Преимущественными направлениями в их выборе являются экономика, финансы и юриспруденция. А вот поступать в профессиональные училища намереваются лишь 5,4% из них. Выявленные образовательные и профессиональные намерения учащихся не соответствуют текущим и перспективным региональным потребностям в кадрах. Так, по данным Центра занятости населения г. Якутска, в структуре вакансий рынка труда более 70% предложений приходится на рабочие специальности, требующие начального профессионального образования, и лишь около 20% на специалистов с высшим образованием инженерных направлений, медицины и педагогики. Также по данным центра занятости населения г. Якутска большинство безработных составляют молодые люди в возрасте от 20-35 лет. Недостаточность социально-экономических ресурсов  для местного населения, которое страдает от интенсивного  создания рабочих мест и перспектив для молодежи, несмотря на то, что регион изобилует ископаемым богатством.

Понимая актуальность данного образования,  с 1992 года в республике были открыты лицеи и школы политехнической направленности. На уровне республики была разработана концепция школ политехнической направленности и создана Ассоциация  школ политехнической направленности Вилюйского региона. Приоритетными    направлениями в развитии политехнического образования в республике  стали усиление политехнического содержания образования по предметам естественно-математического цикла на всех ступенях школьного образования, развитие сети школ и других учреждений с политехническими, агропредпринимательскими, экономическими и др. направлениями, призванные дать необходимую подготовку выпускникам для поступления в ВУЗы, ССУЗы и получения начальной профессиональной подготовки наряду с получением общего полного среднего образования и создание технологического пространства общеобразовательных учреждений (материальной базы школ, центров, др. учреждений) для обеспечения политехнического образования. Опыт работы лицеев и школ  политехнической  направленности  внес определенный вклад в развитие политехнического образования, в усилении  ее практической направленности и профессиональной ориентации школьников. Однако,  спрос на рабочие профессии растет, намного превышая потенциальное количество имеющихся специалистов и проблема подготовки профессиональных кадров инженерно- технического профиля  со школьной скамьи  остается и по сей день актуальной в условиях прогрессирующей глобализации общества.

Для реализации вышеназванного глобального вопроса появляется необходимость консолидации, интеграции и концентрации материально-технических, кадровых ресурсов, и одним из путей решения данного вопроса  является создание единого информационно-образовательного пространства по политехническому образованию школьников в системе сетевого взаимодействия образовательных учреждений через некоммерческое партнерство «Развитие образовательных учреждений с политехнической направленностью».

       Новый  подход  в политехнизации образования в республике может иметь место в рамках сетевого взаимодействия. Идея создания некоммерческого партнерства «Развитие общеобразовательных учреждений с политехнической направленностью» позволит сделать первый шаг в этом направлении.


 

 

IV.           Философские основания

 

Одна из важнейших задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года -  развитие системы общего образования, ориентированной на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования  и развитие системы профессионального образования.

На наш взгляд, к моменту окончания школы выпускник школы должен овладеть совокупностью общих и профессиональных компетентностей. Это поможет ему осознанно выбрать будущую профессию, обеспечит высокую конкурентноспособность  при поступлении в профессиональные  учебные заведения.

Согласно определению из большой советской энциклопедии «политехническое образование в школе предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся,  способствует сознательному выбору трудового пути, создает основу, фундамент профессиональной подготовки».

Политехническое образование является одной из важнейших задач современности, от которого зависит развитие цивилизованного общества, создание материальных благ, технических средств и технологий, выхода на новые рубежи информатизации. Во многих зарубежных странах политехническая подготовка учащихся  рассматривается как социальное  требование. Успешное решение задач политехнической подготовки учащихся помимо средств учебных предметов («Технология», «Основы производства. Выбор профессии», «Основы экономических знаний»)  невозможно без активного взаимодействия учащихся с окружающей производственной и социальной средой, т.е.  без создания образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного политехнического образования и успешную социализацию. При этом решается проблема: не просто получить образование, а иметь возможность быть успешным в этой жизни, получив профессию в школе. Системная  работа по политехнизации образования была бы более успешной при создании информационно-образовательного пространства в системе сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.

Некоммерческое партнерство представляет  сеть общеобразовательных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления.

Отличительными особенностями данной сети являются:

·         по плотности взаимодействия высокая степень интеграции и наличием связей между всеми учреждениями;

·         по архитектуре связей равномерное распределение функций между всеми учреждениями, вошедшими в партнерство;

·         по способу сетевого взаимодействия: реальная и виртуальная;

·         по содержанию комплексное сетевое взаимодействие, т.е. широким взаимодействием по разным направлениям;

·         по степени централизации управления сетью централизованная;

·         по характеру взаимодействия самостоятельность, т.е. наличие учреждений, выполняющих роль ресурсных центров, добровольность участия в  партнерстве, открытость, т.е. любой желающий может стать участником проекта;

Формами сетевого взаимодействия являются:

ü  взаимодействие в осуществлении процесса обучения: организация сетевых  классов и групп;

ü  взаимодействие в использовании материально-технических ресурсов;

ü  взаимодействие в использовании кадровых ресурсов;

ü  взаимодействие в форме виртуальных и других видов связей.

 

V.               Психологическая концепция

 

Концепция политехнического образования в современных условиях  по мнению Атутова Петра Родионовича, академика Международной академии технического образования, «научное обеспечение политехнического образования должно иметь межпредметный характер. Помимо результатов собственно педагогических  исследований необходимо, чтобы оно включало в себя достижения, например, философии, социологии, научно-технических дисциплин, психологии. Суммарное требование современного производства – обеспечение максимального роста творческих способностей  человека – предполагает признание в качестве ведущей функции политехнического образования развитие способностей учащихся, необходимых им для дальнейшей работы в различных областях. В свою очередь, это делает обязательным воплощение общекультурных аспектов содержания обучения, направленного на формирование широкой трудовой культуры».

          В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. И именно они имеют наибольшее значение для формирования готовности к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности. Именно в школе подросток, наряду с программой обучения осваивает программу социализации, обусловленную характером межличностных взаимоотношений, складывающихся в процессе учебной и трудовой деятельности. Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:

 • развитость потребностей, так как это главный источник активности человека, и они лежат в основе направленности личности;

 • нравственные установки;

 • ценностные ориентации;

 • самосознание;

 • становление и развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.

          В связи с этим понятие "готовность к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению” трактуется как интегративное (или обещающее) качество личности, включающее знания, умения, навыки на конкретные действия. Это понятие связано с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся, их индивидуальными качествами. Для характеристики готовности к трудовой деятельности приняты следующие единые критерии:

 - критерий информированности;

 - критерий мотивационно-потребностный;

 - критерий деятельностно-практический.

 1. Критерий информированности - предполагает знание учащимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.

 2. Критерий мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением.

 3. Критерий деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения.

 

СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ПРОЕКТ

ИСТОЧНИК 1

ИСТОЧНИК 2

Категория: проекты | Просмотров: 2716 | Добавил: rombo | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: